Следите за обновлениями в наших соцсетях
Twitter
Vkontakte
YouTube
LinkedIn
Dribble
Behance

Телемедицина

UX/Ui

Разработка

Проектирование

2021

Разработка приложения «Мой Доктор» для телемедицины

Наша команда совместно со страховой компанией «Здоровье» (далее СК «Здоровье») разработала и запустила сервис для телемедицины: онлайн-консультации с врачами.


Статьи о проекте в СМИ
Смотреть кейс

О клиенте

СК «Здоровье» специализируется на микростраховании. Одно из страховых направлений деятельности компании — медицинское (страхование жизни и здоровья).

СК «Здоровье» обслуживает около 40 000 клиентов, отличительной особенностью которых является средний и ниже среднего достаток, проживание в регионах, в том числе отдаленных.


Задача

Во время карантина из-за COVID-19, когда многие поликлиники были закрыты или в них ходить не рекомендовалось, а телефоны горячей линии были недоступны,  в мессенджерах стали организовываться группы, где люди по собственной инициативе выкладывали свои “программы лечения” и давали различные советы по приему лекарств.  Другие, в свою очередь, начинали им следовать и самостоятельно назначали себе медицинские препараты, в том числе и антибиотики без должной необходимости. Частично такие эксперименты повлияли даже на рост смертности.

Тогда к нашему заказчику и пришло понимание, что стране нужен сервис, где можно получить профессиональную медицинскую консультацию. Это не было инициативой клиентов.


Решение

Когда необходимо было проинспектировать рынок приложений, которые относятся к сервису телемедицины в Кыргызстане, мы поняли, что ничего подобного ранее на их рынке не было, поэтому решили ориентироваться на российский рынок и смотреть примеры оттуда.

Мы подробно разобрали приложение «Доктор рядом», заметили, что у них в отличие от нашего приложения нет доступа к частным клиникам, лабораториям и аптекам. Мы сделали целых два раздела, где они присутствуют. Пользователь может, не выходя из приложения, после приема сразу найти ближайшую аптеку. Это позволит добраться до нее пешком и оперативно купить там медицинские препараты. При необходимости сдачи анализов есть возможность сразу же найти подходящую лабораторию. 

Так как у клиента не было брендбука и вариантов желаемого дизайна, мы решили посмотреть еще несколько вариантов медицинских сервисов. Наиболее подходящим проектом, нам показался — сервис «СОГАЗ Телемедицина». Оттуда мы черпали идеи при выборе цветов для оформления. 

Анализ бизнес-задачи

Первоначальной аудиторией приложения помимо клиентов СК «Здоровье» предполагались клиенты крупной микрокредитной организации, т.к. возможность использовать для консультации мобильное приложение будет включена в существующие страховые программы. 

Наша СК «Здоровье» специализируется на микростраховании. У нас есть большой пул клиентов (около 40 000 человек), отличительной особенностью которых является средний и ниже среднего достаток, проживание в регионах, в том числе отдаленных. То есть мы всегда ориентируемся на менее социально защищенную часть населения.

Шевелев Владимир, Ведущий специалист по страхованию СК «Здоровье»

Сейчас, опираясь на общую картину клиентской базы, которую мы видим, можно сделать вывод, что пользователи приходят в основном из регионов: большую часть из них составляют женщины, возраста 35-55 лет, познавшие радость материнства. Приложение сохраняет данные о детях в одном месте, а самое главное, позволяет посещать врачей без передвижения по городу в общественном транспорте и необходимости оставлять детей на время записи к врачу с кем-то из родных или соседей. 

Также, целевую аудиторию дополняют IT-специалисты, которые по роду своей деятельности чаще всего работают удаленно, не любят выходить из дома и не располагают временем для очного посещения государственных поликлиник. Они понимают, что приложением можно пользоваться из любой точки мира, обходя ненужные коммуникации с регистратурой и прочими сотрудниками до непосредственного приема специалиста. 

В будущем клиентскую базу планируется расширять, чтобы дать возможность абсолютно всем гражданам получать при необходимости услуги через мобильное приложение.

Дизайн

Так как вводных данных у нас было мало, мы подсмотрели дизайны различных приложений, характерных для этой страны, выделили основные цвета и принялись за работу.

Наша команда сложила колористику из синего, голубого и белого цвета, так как помимо национального восприятия этих цветов, они также ассоциируются со страхованием и медициной. Дизайн должен быть простым и понятным. В нашем случае, мы больше опирались на UX, чтобы пользователю в этой всей запутанной системе не приходилось блуждать: чтобы было понятно куда идти и где будет конечная точка. UI в этом плане мы сделали максимально приближенным к material дизайну, который стремится к тому, чтобы все приложения в Google Play воспринимались пользователями не обособленными единицами, а продолжениями одной системы.

Создание логотипа

Конечно же, большинство организаций используют медицинский крест как логотип или иконку. Этот символ является самым популярным и узнаваемым в сфере медицины. 

Мы же решили пойти дальше и объединить жесты пользователя с медицинским крестом. Данные иконки демонстрировали возможность коммуникаций пользователя с телемедициной из любой точки мира. 

Всматриваясь в иконку, мы поняли, что ей не хватает аутентичности и какой-то оригинальности. Так мы как будто становились как все остальные, поэтому позже наши дизайнеры добавили фигурку человека, который находится в состоянии покоя. Это позволило увидеть человека, который может решить свои проблемы со здоровьем без особых усилий.

С выбором логотипа для данного приложения связана действительно занимательная история. Мы, как дизайнеры, увидели свое профессиональное понимание жестов и свайпов. Клиент сначала увидел в этом пациента, который лежит на кушетке. И только потом, в процессе обсуждения, когда мы донесли свою мысль, клиенту понравилась предложенная версия. 

Впоследствии по просьбе клиента мы немного скорректировали ее цветопередачу и усилили контрастность. В конечном счете, полученный результат устроил и порадовал нас всех.

Заказать консультацию по проекту

Наши опытные менеджеры проконсультруют вас по любым вопросам в течении 15 минут

Разработка

Android или iOS, вот в чём вопрос

Когда мы задались вопросом создания версий, адаптированных под Android и iOS, мы столкнулись с первой особенностью страны заказчика. Она заключалась в том, что смартфоны с операционной системой Android оказались наиболее востребованными в Кыргызстане, поэтому заказчик принял решение создавать приложение именно под неё. 

Также, мы собрали информацию из открытых источников и выяснили, что по данным StatCounter, в марте текущего года самым популярным производителем мобильных телефонов в Кыргызстане стал Xiaomi. Продукция компании заняла 50.56% рынка смартфонов. 

Второе место по объемам рынка с результатом 30.24% принадлежит Samsung. Продукция Apple оказалась на третьем месте, и заняла только 10.53% рынка.

Сам заказчик объяснял это тем, что обычные граждане готовы отдавать за смартфон не более 10-30 тысяч рублей, в то время как продукция Apple стоит на порядок дороже, поэтому бюджетные гаджеты пользуются здесь большей популярностью.

Таймлайн проекта

Проект шел по классической каскадной методологии, то есть мы выдавали результаты клиенту примерно каждые две-три недели.

Первую версию продукта для тестирования, с первым функционалом и возможностями выкатили примерно через полтора месяца, чтобы можно было посмотреть, отображается ли все верно, все ли корректно по техническому заданию.

Проект нужно было сдать в сжатые сроки, но мы дружно собрались и плотно взялись за работу.

Сам проект стартовал в начале августа. Сначала мы созванивались с заказчиком и представителями с его стороны, чтобы обсудить потребности и детали.

Потом мы начали этап прототипирования и демонстрации клиенту первого функционала, то как мы видим его со своей стороны. Активно происходил взаимообмен видением приложения, mindmap’ом того, как мы планируем реализовывать будущий функционал.

Примерно в конце августа-начале сентября мы провели бизнес-анализ и начали работу по переводу прототипов в дизайн. Также, параллельно мы занялись техническим заданием с разработкой дизайна.

К концу сентября мы закончили с техническим заданием и непосредственно приступили к разработке. Закончился этап дизайном с составлением технического задания и с определением функционала. К этому времени  мы согласовали все с клиентом и начали работу над приложением.

В октябре мы закончили дорабатывать макеты и прототипы. Началась сама разработка по первым экранам, по этапам регистрации и авторизации.

Если подвести итог, то примерно за полтора месяца нам удалось провести аналитику, согласовать техническое задание и начать работу над дизайном.

В декабре состоялся релиз MVP-приложения. После начала активного использования приложения всегда появляется понимание того, что нужно доработать, где требуется дополнения, что необходимо добавить/убрать и т.д., поэтому с января 2022 года и по настоящее время мы продолжаем модифицировать приложение и делать его еще удобнее и лучше.

Возможности мобильного приложения «Мой Доктор»

Основные функции, которые уже успешно реализованы в приложении. Среди них:

  • выбор врача по категории рейтингу и адресу;
  • календарь возможных дат приема;
  • запись на прием и изменение времени приема;
  • возможность приобретения единого тарифа на неограниченное количество приемов к терапевту, педиатру и до 10 звонков узким специалистам;
  • возможность выбора ближайшей аптеки и лаборатории (учет геолокации);
  • возможность загружать результаты анализов в свою медкарту в приложении. Это необходимо для того, чтобы клиенты могли получать рекомендации, назначения по лечению, уточнять дозировку лекарств;
  • услуга “дежурный врач” 24/7. Что она дает? Нажимая кнопку “позвонить”, клиент может  оперативно связаться с дежурным врачом в любое время суток и получить консультацию при экстренных случаях, не дожидаясь даты и времени запланированного приема.

Команда

Знаете, что мы поняли уже давно? Не обязательно собирать огромную команду, когда рядом с тобой коллеги, которые понимают задачи с полуслова и оперативно их реализуют. Наша команда в данном проекте состояла из нескольких человек: руководитель группы разработки, тимлид по дизайну, проектный менеджер, два бэкенд-разработчика, два мобайл-разработчика для React Native и один фронтенд-разработчик для админ-панели.

Для клиента было важно получить проект до нового года, поэтому мы предложили его создание перенести в React Native. 

Во-первых, нативная разработка стоит намного больше, если говорить о реальной конечной стоимости. Во-вторых, мы реализовывали на React Native уже достаточно много проектов, поэтому у нас сформировался большой опыт в понимании и применении данной технологии.

В-третьих, если в будущем клиент захочет развивать iOS приложение, то в этом случае он сможет сэкономить бюджет. Если разрабатывать нативное приложение с нуля, стоимость увеличится в два или более раз. Сейчас у нас уже есть наработки на Android, а верстка по сути везде одинаковая, так что здесь мы получаем еще одно преимущество.

Технологии

React Native

Результат

На данный момент в приложении 2500 клиентов, и помимо стабильной работы приложения мы также уделяем большое внимание инфраструктуре.

2500+

Клиентов в приложении

13+

Специалистов в базе врачей

После первого звонка бОльшая часть людей поняв как пользоваться приложением, записывается к другим специалистам или впоследствии  обращается за помощью в приложение, когда возникает потребность в медицинской помощи. 

У некоторых потенциальных клиентов, а это примерно 10 человек из 440, возникали трудности с установкой, т.к. у них телефоны на базе iOS, а версия приложения заточена под  Android.  В таком случае мы рекомендовали и рекомендуем устанавливать приложение родственнику и использовать его номер телефона как номер пользователя в системе. 

Часть пользователей не прошла авторизацию ввиду отсутствия потребности в медицинских услугах. Более того, в процессе сбора данных стало ясно, что пациенты не звонят «просто так», а только по реальным поводам, когда кто-то действительно болеет в семье. 

Что касается отдельных специалистов: гинеколога, уролога, дерматолога и невропатолога, то к ним пациенты записываются заранее. Посчитали, что реальных приемов было проведено около 100. Из них наиболее популярными были записи к терапевту, гинекологу и педиатру.

Пока есть клиенты, которым приходится перезванивать и объяснять, что нажимать в приложении. Заказчик поделился с нами, что для этого организован колл-центр, специалисты которого проводят подробные консультации по использованию приложения: объясняют клиентам как подключаться к приему, как записываться и т.д.  

В процессе сбора обратной связи от первых пользователей, заказчик принял решение добавить в качестве функции единый тариф за 2000 сом в год, который включает в себя неограниченное количество приемов у терапевта/педиатра и 10 звонков у узких специалистов. По исчерпании лимита, пациент может продолжать делать звонки терапевту/педиатру до конца года. Это стало актуальным решением для целых семей, где в рамках одного аккаунта на прием может записаться любой член семьи.

А как обстоят дела с врачами? Про них мы тоже не забыли спросить. В базе врачей уже 13 специалистов, и как отмечает сам клиент, для их потребностей этого достаточно. Процесс построен таким образом, что врачи отвечают только из офиса со служебных телефонов, поэтому любой клиент может быть уверен в том, что с ним официально общается именно специалист.

Отзыв клиента

ЗАО «Страховая Компания «Здоровье» выражает благодарность команде разработчиков iD EAST за качественную, творческую и оперативную реализацию проекта по созданию мобильного приложения для получения онлайн медицинских консультаций клиентами ЗАО «СК Здоровье». Высокий уровень профессионализма и квалификации разработчиков, а также отличная организация процесса коммуникации позволила создать IT-продукт, который удается успешно продвигать не только среди жителей городов, но и среди отдаленных районов республики.

Шевелева Татьяна

Директор ЗАО «Страховая компания «Здоровье»

    Заказать проект