Разработка «Портала производителей РФ»
«Сделайте продукт для госсектора, желательно вчера» — кошмарный сон разработчика или его мечта? Как справиться с подобным вызовом, создать MVP за две недели и в кратчайшие сроки масштабировать проект на несколько регионов, рассказываем подробно.
О клиенте
«АО «ТЭК-Торг» — федеральная электронная торговая площадка для проведения государственных закупок по 44-ФЗ, закупок по 223-ФЗ, коммерческих закупок, имущественных торгов, малых закупок.
Задача
АО «ТЭК-Торг» — это федеральная площадка электронных торгов, на которой бизнес может рассказать о своих продуктах и услугах, а государственные компании — найти для себя поставщиков и исполнителей. Требования к различным категориям пользователей регулируются 223-ФЗ, 44-ФЗ и другими нормативными актами. Это приводит к ряду ограничений по правилам регистрации и работы на портале.
Конечно, удобно в одном месте иметь доступ ко всем потенциальным заказчикам — но не всякому бизнесу, а, главное, не всегда это требуется. Как быть, если вам надо всего лишь найти детский садик, которому нужны диваны, которые вы производите?
В такой ситуации требуется не «соседство» с госкорпорациями, а быстрый доступ к информации о торгах (госзакупках) в своем регионе и возможность поучаствовать в них через простой и доступный интерфейс.
Основная задача сервиса, «Портал производителей» — реализация товаров, работ, услуг в онлайн-формате.
Решение
Мы предложили клиенту сохранить общий бекэнд для площадки «ТЭК-Торг» и «Портала производителей». Это позволило нам, с одной стороны, не тратить время на самостоятельную разработку API, а с другой стороны, и это главное, — обеспечило возможность выборки всех заявок на закупку из базы данных площадки «ТЭК-Торг».
Кроме того, с помощью такой реализации мы сохраняли доступ к единым справочникам-классификаторам, а значит могли воспользоваться уже имеющимися механизмами поиска по категориям.
Анализ бизнес-задачи
Целевую аудиторию «Портала» можно разделить на две основные категории:
Производители из разных регионов – малые и средние предприятия, которые готовы поставить продукт под запрос Заказчика или разместить заявку на поставку.
Заказчики – крупнейшие государственные и региональные компании, а также бюджетные организации, которые размещают предложения на поставку.
Стартовым условием для участия в закупках является привязка всех товаров и услуг к единым справочникам-классификаторам.
На портале есть разные отраслевые направления. Поэтому заказчики могут найти, а производители оставить предложения на поставку — от лакокрасочных изделий до операционных систем Windows для компьютеров.
Заказчики могут проводить закупки двумя способами:
· Выставлять ценовой запрос. Заказчик выбирает позицию, которую хочет закупить и публикует закупку, поставщики в течение указанного времени подают свои ценовые предложения на эту позицию. Далее Заказчик выбирает поставщика и направляет ему прямой заказ.
· Оформлять экспресс-заказ. Заказчик выбирает позицию, которую хочет закупить, и система автоматически подбирает тех Поставщиков, у которых в прайс-листах в интернет-магазине есть эта позиция, а также указана цена этой позиции. Далее Заказчик выбирает поставщика и направляет ему прямой заказ.
Рассмотрим customer journey map на примере закупки желто-коричневой краски для школы в Чувашии. В секции Интернет-магазин регистрируются и Заказчики, и Поставщики. Поставщики, кроме регистрации, формируют прайс-лист — добавляют позиции, которые они могут поставить и указывают цены по ним. В Интернет-магазине размещаются закупки малого объема, до 600 тыс. рублей.
1. Заказчику (Янгорчинской СОШ) нужна желто-коричневая глянцевая краска. Для этого организация использует фильтр поиска по производителям и формирует запрос, или же оставляет запрос на Портале, который позволит производителю предложить свой продукт заказчику.
2. В ответ на запросы заказчики подают свои ценовые предложения.
3. Производитель хочет продать краску. Для этого ему с помощью удобного фильтра необходимо указать нужные параметры – и подобрать закупку.
Дизайн
Перед дизайнерами стояла задача упростить представление о закупках, опираясь на полученный ранее опыт. Для этого все данные необходимо было визуализировать в максимально удобном формате.
Разработка дизайна проходила по типовой схеме: сначала по исходным пожеланиям заказчика определяем задачу в целом, а затем декомпозируем ее на отдельные подзадачи, которые исполняются, согласовываются и передаются заказчику.
В основном нас интересовали карточки извещений по процедурам и их вывод в списке.
Наличие единого бэкенда позволило нам перераспределить на «ТЭК-Торг» часть функционала, связанного с требованиями законодательства (получение электронной подписи, обязательные документы и т.д.), оставив в структуре «Портала производителей» только разделы, касающиеся осуществления закупок. В результате меню стало проще.
Для удобства пользователей мы предусмотрели отдельный раздел «Обучение», где содержатся видеоинструкции по работе на «Портале». Пользователь конечного продукта должен был в прямом смысле слова увидеть, что закупки — это не сложно и не страшно.
Заказать консультацию по проекту
Наши опытные менеджеры проконсультруют вас по любым вопросам в течении 15 минут
Разработка
Две недели на все. Как?
На самом деле ответ прост. У нас был опыт. У «ТЭК-Торг» была максимальная вовлеченность в проект, что критически важно при сжатых сроках. Оставалось все это совместить.
Мы разделили все требования по информации, которую планировалось выводить на портале на категории, определились с минимальным набором, необходимым для MVP и приоритетами по добавлению нового функционала в процессе дальнейшей разработки.
Каждый день у нас были митапы, онлайн-брифинги. Отчет по работе и контроль осуществлялся с помощью ежедневных статусов и планов на день.
Таймлайн проекта
Мы вовремя получали информацию и знали финальную цель. Даже если мы предлагали свои варианты, они были разработаны на основе предоставленных клиентом данных. Мы располагали обширным количеством вводных — структурой «Портала», целями по функциональности, составом полей для карточек извещений.
В рабочих чатах с бэкендерами и по любым правкам клиент всегда отвечал очень быстро — сразу или в течение пары часов. Такая коллаборация, конечно, критически важна для разработки в сжатые сроки.
Как только появлялся очередной дизайн-макет, мы сразу брали его в верстку, работали с фронтендом — и уже потом настраивали логику, когда появлялись паузы между макетами. Работа проходила конвейерно, дизайн накладывали на фронт без предварительных бюрократических действий — это тоже значительно сократило нам время.
В итоге нам удалось сделать MVP и выпустить первый релиз всего за две недели. Все детали реализации были запланированы на этапе первоначального обсуждения с заказчиком. Лишнее мы отсекали и ориентировались на то, чтобы оставить максимальную функциональность, но сократить время разработки.
Что дальше?
На этом проекте мы разрабатывали техническую часть и дизайн. Закупки — это специфическое утилитарное направление.
Сейчас наша задача — выявить все нюансы UI/UX, собрать данные о том, насколько порталом удобно пользоваться: провести custdev, чтобы затем пересмотреть навигацию и, при необходимости, откорректировать ее.
Также в планах — создание личного кабинета, разработка упрощенных вариантов авторизации пользователей.
При этом методика и воркфлоу, использованные при создании MVP, сохраняются. Новая функциональность разрабатывается, запускается сначала на один регион, а затем тиражируется на все подключенные регионы. Так, например, планируется поступить с функцией «Аналитика закупок» для портала Чувашии.
Возможности «Портала Производителей»
«Портал производителей» — это торговая площадка от АО «ТЭК-Торг», где малый бизнес может рассказать о своих продуктах и услугах, а государственные компании найти поставщиков/исполнителей.
В сжатые сроки мы создали площадку, где есть:
— единый справочник позиций и база поставщиков по 8 регионам: Чувашской Республике, Тюменской, Калининградской, Челябинской, Ростовской, Сахалинской, Курганской областям, Республики Саха (Якутия).
— поиск по поставщикам товаров и услуг регионального и муниципального уровней;
— информация о заказчиках и поставщиках с контактами;
— нормативно-правовые документы по закупкам;
— аналитика закупок;
— поиск закупок по различным фильтрам, а также подача заявок в электронной форме на участие в закупках;
— видеоинструкции по работе на портале в каждом регионе.
Команда
После переговоров с заказчиком и понимания объёма задач, мы утвердили состав команды: руководитель проекта, 2 react-разработчика, 3 дизайнера, 1 тестировщик (QA).
Технологии
React
Next.js
Redux
Результат
Портал производителей РФ успешно функционирует в 8 регионах России.
Сегодня более 15 000 производителей являются активными пользователями платформы в соответствии с запросом бизнеса и региональной спецификой.
Для бизнеса Челябинской области предложено более 19 761 государственных и муниципальных закупок региона.
Направление развития Портала «Витрина закупок» предоставляет доступ производителям к предложениям крупнейших гос. компаний. В рамках программ «импортозамещение» и «кооперация» реализуются услуги по консультации, техническому аудиту.
Портал предоставляет производителям и заказчикам доступ ко всем цифровым сервисам «ТЭК-Торг», обеспечивает обучение и сопровождение при реализации процедур, в том числе при формировании пакета документации, бизнес-плана, сопровождении на торгах. Прорабатывается возможность реализации сервиса для предоставления мер поддержки Фондов и институтов развития бизнеса.
За время работы портала реализовано более 30 000 единиц продукции и проведено около 72 262 процедур.
Результаты работы портала за 2020-2021 годы:
— 70 744 млн. руб. (включая НДС) составил объем закупок, реализованных на «Портале производителей»,
— 15 000 уникальных пользователей площадки,
— на портале представлены государственные и муниципальные заказчики, участники торгов из 8 регионов России.