Разработка маркетплейса для «Росагролизинг»
Наша команда совместно с Росагролизинг за 3 месяца разработала и запустила мобильное приложение для онлайн-каталога сельхозтехники и оборудования, успешно продемонстрировала проект на конференции Минсельхоза.
О клиенте
АО «Росагролизинг» — государственная лизинговая компания, деятельность которой направлена на техническую и технологическую модернизацию отечественного АПК посредством передачи в лизинг средств производства организациям АПК страны.
Задача
2020 год принёс стране череду локдаунов и спадов в экономическом плане, однако, в дальнейшем это положительно сказалось на росте рынка лизинга в 2021 году.
«Ковидное влияние» на многие сферы экономики вынуждало аграрии с осторожностью подходить к вопросам трат в 2020-м году, но рост урожайности в 2021-м изменило ситуацию. Владельцы сельскохозяйственного бизнеса стали активнее приобретать дополнительные единицы техники, в том числе, через оформление лизинговых сделок.
Исследование «Росагролизинга» показало, что сегодня большая часть заявок, а именно 75%, поступают к ним через цифровые сервисы. Каждый четвертый посетитель сайта «Росагролизинга» заходит на него с мобильного устройства.
Нельзя было игнорировать и тот факт, что компании, занимающие лидирующие позиции на рынке оказания лизинговых услуг, уже имели свои мобильные приложения, а их клиенты охотно в них регистрировались. Таким образом, было принято решение разработать маркетплейс для клиентов «Росагролизинг».
Решение
Мы приступили к созданию мобильного приложения «Росагролизинг», провели переговоры с заказчиком и утвердили объем задач.
В первую очередь, нужно было учесть, что мобильное приложение всегда имеет ряд отличий от web-версии: отсутствие курсора «мыши», экран гораздо меньшего размера. При этом, мобильное приложение нужно создать максимально идентичным по функционалу и сделать его более быстрым и продуктивным по сравнению с web-версией.
Также, перед созданием мобильного приложения для «Росагролизинга» нам требовалось проанализировать все подобные проекты конкурентов: «Сбербанк Лизинг», «Европлан», «Carcade», а также сам сайт заказчика www.rosagroleasing.ru. Функционал у всех приложений был примерно одинаковый. Основные различия крылись в цветовых решениях и расположениях тех или иных разделов.
Таймлайн проекта
Если говорить о таймлайне проекта, то здесь нам пришлось работать в максимально сжатые сроки. Этапы проекта были озвучены в конце апреля-начале мая прошлого года, а заказчик хотел видеть первый релиз уже в июне. Физически это невозможно было сделать, поэтому релиз был перенесён на конец июля и сначала ушёл на тестирование в фокус-группу. Она состояла из 10-15 человек, куда вошли лояльные клиенты и сотрудники «Росагролизинга». После тестирования MVP приложения был составлен дополнительный список новых функций/доработок, которые должны были попасть в первый релиз приложения.
В общей сложности, вычитая все этапы согласования и ограничивающие нас факторы, у нас был примерно месяц на создание первой версии приложения. Мы бросили на проект все силы, работали слаженно и сосредоточенно, поэтому процесс протекал очень комфортно. Далее, мы продолжили фиксить первую версию приложения: что-то меняли, убирали или добавляли.
Мы также опирались на тот факт, что заказчик планировал презентовать мобильное приложение в начале октября в рамках 23-й Российской агропромышленной выставки «Золотая осень-2021». Мероприятие уже состоялось, а мобильное приложение «Росагролизинга» было широко представлено публике. В середине августа оно успешно вышло в Apple Store и Google Play.
Анализ бизнес-задачи
Анализ целевой аудитории. Зачем и для кого создавать мобильное приложение?
Анализ Яндекс.Метрики целевой аудитории «Росагролизинга» показал, что основные клиенты лизинговых сделок – это мужчины, представители среднего класса, возраст которых варьируется от 25 до 45 лет. Из основных интересов можно выделить: строительство, обустройство и ремонт, транспорт, развлечения и досуг, бизнес и финансы. Эти люди активно пользуются онлайн-ресурсами, хорошо знакомы с электронным документооборотом. Они не только ведут своё хозяйство, но и являются предпринимателями, зачастую привлекая своих детей и родных в долгосрочный семейный бизнес.
Как уже упоминалось ранее, для компаний, кто хочет идти в ногу со временем, необходимость создания мобильного приложения в век информационных технологий очень высока, однако, на первый взгляд может показаться, что личного кабинета на сайте вполне достаточно. Зачем вкладывать ресурсы и деньги в такой проект? Давайте разбираться.
Во-первых, не каждый владелец сельскохозяйственного бизнеса носит ноутбук с собой, чего не скажешь про мобильные телефоны. Приложение экономит время и удобно для тех, кто прекрасно ориентируется в характеристиках оборудования.
Такие пользователи знают, чего хотят, и, как правило, целенаправленно ищут определенные единицы техники, которые им требуются.
Во-вторых, всё больше пользователей предпочитают оформлять заказы с помощью мобильного телефона. Не нужно заполнять бумаги вручную, в телефоне проще рассчитать стоимость, следить за графиком платежей и производить оплаты, а также, в любое время задать назревший вопрос через онлайн-поддержку.
Есть возможность подать заявку прямо с телефона и там же в приложении оперативно получить решение по ней. Клиент, при этом, не привязан к ПК и всегда своевременно осведомлён.
В-третьих, на сайте предусмотрено два вида авторизации: по логину и паролю и по ИНН. В мобильном приложении предусмотрен третий способ: вход по СМС. Не придётся запоминать набор символов. Есть возможность просто ввести свой актуальный номер телефона и получить доступ. А ещё есть полезная возможность добавлять технику в раздел «избранное» и делиться выбором техники через популярные мессенджеры с коллегами «по цеху» и т.д.
Дизайн
Концепции дизайна у заказчика не было, мы опирались на брендбук «Росагролизинга» и гайдлайн, но особо внимательные могут заметить, что даже цветовая гамма на сайте и в приложении отличается друг от друга, поэтому можно сказать, что мы, опираясь на референс, создали дизайн «с нуля», полностью взяли на себя техническое решение проекта и его структуры, которую впоследствии довели до успешной реализации.
Заказать консультацию по проекту
Наши опытные менеджеры проконсультруют вас по любым вопросам в течении 15 минут
Разработка
Приложение обменивается данными с бэкендом «Росагролизинга». Наш заказчик доработал API специально для приложения на базе их текущего веб-сайта. Помимо этого, приложение интегрируется с Google, с reCAPTCHA, а также с Firebase для возможности отправки push-уведомлений клиентам.
Также, мы помогали «Росагролизингу» с публикацией приложения в сторах, подготовив для них подробную инструкцию для Google Play и помогли с регистрацией аккаунта разработчика в Apple Store.
В конце ноября состоялся релиз процесса оформления заявки. В данный момент мы продолжаем развивать приложение.
Если говорить об интересных технических решениях, которые мы реализовали, хочется обязательно выделить динамические формы, которые были применены в заявке на лизинг и в форме для заказа документов.
В этом кейсе нам помог Александр Николайков – разработчик из «Росагролизинга». В рамках реализации проекта Александр с нуля разработал API, которое позволило все данные и расчёты, которые производятся на бэкенде на стороне заказчика, передавать в мобильное приложение. В ходе разработки неоднократно возникали непредвиденные задачи, которые требовали оперативного решения на стороне бэкенда. Особое внимание было уделено производительности API, а также идентичности данных в веб-версии сайта и в мобильном приложении. Это позволило создать бесшовный переход пользователя между устройствами. Условно говоря, пользователь сможет начать оформление заявки на десктопе и завершить его в мобильном приложении.
Мы со своей стороны смогли заложить развитие различных сценариев. Например, клиент выбрал технику и далее переходит к выбору способа доставки. От каждого варианта на данном «шаге» зависит развитие следующего «шага», которое меняется, исходя из заданных параметров. Такие же формы частично будут в регистрации, в редактировании персональных данных и на такой же концепции будет построена реализация лендингов в дальнейшем. Это положительно скажется на экономии бюджета и времени, потому что все будущие доработки не придётся подстраивать под каждый экран отдельно.
Конечно, для реализации проекта нашей команде потребовался не только технический опыт, но и полное погружение в отраслевую специфику, от которой частично зависел успех всей разработки. Необходимо было перенести функциональность сайта в мобильное приложение, взяв всё самое лучшее у конкурентов, и при этом создать продукт, не имеющий аналогов среди лизинговых компаний. Предыдущий опыт разработки похожих приложений (Сбербанк Лизинг, Балтийский Лизинг) существенно помог нашей команде создать достойный продукт для «Росагролизинга». Немаловажную роль сыграла и обратная связь от заказчика. Когда у нас возникали вопросы, клиент оперативно предоставлял нам необходимые ответы и материалы, поэтому для нас сам процесс протекал довольно легко и интересно.
Преимущества React Native. Экономим бюджет и время
В создании сложных проектов главное понять, что самое важное для пользователя. Мы постоянно задавали себе вопрос: «Если убрать эту функцию/экран/технологию, как это повлияет на пользовательский опыт?». Так мы пришли к тому, что раздел «Новости» и другие бумаги вроде облигаций решили добавить позже.
Для реализации проекта наша команда использовала React Native — кроссплатформенный фреймворк для создания и разработки мобильных и настольных приложений. Конечно, мы рассматривали разные инструменты для решения поставленной перед нами задачи, но желания и возможности заказчика всегда играют важнейшую роль при выборе. Нужно было разработать приложение и уложиться в кратчайшие сроки клиента, поэтому React Native оказался наиболее выигрышным среди всех. Сейчас расскажем, почему:
- В первую очередь, технология React Native дала нам возможность писать под обе платформы сразу (под iOS и Android), так как код в них примерно на 50-70% одинаковый. Это повлияло на скорость создания и позволило существенно сократить затраты на разработку.
- React Native компактен и отличается высокой производительностью.
- В отличие от других кроссплатформенных решений, (Cordova, Ionic и т.д.) React Native использует нативные API.
- В 2020-м году все версии React Native были дополнены LogBox, который позволил разработчикам отслеживать синтаксические ошибки в коде и оперативно исправлять их.
- Как известно, JavaScript является самым популярным языком программирования в мире. Исследования Statista показывают, что около 65% программистов пишут основную часть заданий именно на нём. В React Native он также используется, а это значит, что любой разработчик чувствует себя во время работы как рыба в воде.
- Мы предугадали то, что клиент после создания приложения взглянет на свой сайт под другим углом и захочет его изменить. Так как наши наработки были созданы в React Native, это позволит в дальнейшем использовать их в веб-части и сэкономит заказчику время и деньги.
Возможности мобильного приложения «Росагролизинг»
В настоящей версии приложения для комфортного выбора техники и оборудования и полноценного сотрудничества между заказчиком и исполнителем доступны все необходимые функции:
· круглосуточный доступ к каталогу техники и оборудования (просмотр характеристик, просмотр условий у разных поставщиков);
· «умная система» подбора техники (анализ истории поиска клиента);
· функциональный и эргономичный лизинговый калькулятор;
· информация по договорам лизинга (подробная информация: общая стоимость, график платежей, предмет лизинга, срок сделки, скан-образ договора и т.д.);
· информация по поданным заявкам;
· push-уведомления по ключевым событиям;
· возможность поделиться/добавить технику в избранное;
· онлайн заявка на обратный звонок;
· возможность оставить отзыв о технике и посмотреть другие отзывы;
· возможность посмотреть дополнительную выгоду действующих мер и поддержки субсидирования (поиск по региону);
· чат с технической поддержкой;
· раздел о компании;
· проверка штрафов ГИБДД;
· заказ документов онлайн;
· проверка статуса письма онлайн;
· подписание заявки на лизинг и документов с помощью ПЭП (простая электронная подпись);
· каталог Б/У техники.
Проект, при этом, не стоит на месте. Приложение дорабатывается и совершенствуется, исходя из потребностей целевой аудитории. Планируется запуск дополнительных сервисов. В ближайшее время к списку выше добавится, возможность регистрации и редактирования данных профиля и компании, а также блок со специальными акциями и предложениями.
Команда
После переговоров с заказчиком и понимания объёма задач, мы утвердили состав команды: 4 мобильных разработчика, технический писатель, тестировщик, дизайнер, который также выполнял функции проектировщика, руководитель проекта.
Технологии
React Native
Результат
Что же помогло «Росагролизингу» стать уникальным и выделиться среди конкурентов? Дело в том, что компания предложила самый большой каталог сельхозтехники и оборудования: сейчас это более 20 000 позиций техники от более чем 450 дилеров и поставщиков. Клиентам доступна и б/у техника «Росагролизинга». Ни у одной другой лизинговой компании в этом сегменте нет ничего похожего.
Мы первые, кто запустил в приложении с каталогом сельхозтехники и оборудования возможность оставить заявку на лизинг, подписав ее ПЭП
База активных клиентов «Росагролизинг» порядка 5 000 контрагентов.
Презентация мобильного приложения «Росагролизинг» на конференции Минсельхоза России в рамках 23-й Российской агропромышленной выставки «Золотая осень-2021». Данное мероприятие являлось одним из ключевых для представителей данного рынка, специалистов и экспертов, которые планировали обсуждать актуальные для отрасли направления: кадровое обеспечение отрасли, государственную поддержку АПК, производство органической продукции, ну и конечно же, поговорить о цифровой трансформации и презентовать новые решения и альтернативы.
На данный момент «Росагролизинг» не рассматривает активное продвижение мобильного приложения, но уже сейчас у нашего проекта более 3000 скачиваний.
В феврале 2022 года «Росагролизинг» проводил среди своих клиентов исследование удовлетворенности взаимодействием пользователей с цифровыми сервисами (сайт, мобильное приложение). По итогам этого исследования по удобству, функционалу пользователи оценили приложение на 9 баллов по 10 балльной шкале.
Если говорить о новых клиентах, то это в первую очередь возможность выбрать технику и оставить лид. В месяц «Росагролизинг» получает из мобильного приложения порядка 50 новых лидов.