Как запустить международную торговую площадку и бесславно закрыть проект спустя несколько лет
Дано: компания из бывшей союзной республики, которая хочет сделать собственный маркетплейс, своеобразного конкурента «Алибаба» или «Таобао».
История
На момент старта проекта (2010-2011 год), в стране было мало интернет-сервисов, поэтому проект был крайне амбициозным. Владелец хотел запуститься как можно скорее и нанял в штат команду из 20 разных специалистов: от front-end разработчиков до контент-менеджеров. Каждый месяц работы такой команды стоил порядка 50 000$.
Исследования казались пустой тратой времени и денег, а целевая аудитория продукта — профанами. Владелец думал, что такой проект сам по себе находка, поэтому аудитория с радостью будет им пользоваться как только выйдет в свет. Так, без затрат на проверку гипотез, с помощью денег инвесторов и вложений владельца компания сделала:
- 4 торговые площадки (c2c, b2c, b2b, sale)
- Площадку для проведения тендеров и закупок
- Каталог товаров
- CRM для клиентов
- CRM для продавцов услуг
К сожалению, спроса не было ни на один из вышеперечисленных сервисов. Компания пыталась привлечь на площадку крупных игроков вроде Oriflame, Avon, Amway, но безуспешно.
К чему всё привело
В 2012 году деньги заканчивались, поэтому компания урезала зарплаты, увольняла дорогих специалистов. Хотя владелец понял, что нужно тратить деньги в маркетинг и исследования рынка, было поздно и в 2018 компания обанкротилась и закрылась.
Как можно было все исправить
Еще до старта разработки нужно было проанализировать устройство рынка. Понять какие боли существуют
у клиентов и как разрабатываемый продукт сможет их решить.
Запускать одновременно несколько сервисов бессмысленно — гораздо выгоднее выпускать функционал частями. В таком случае не понадобится большая команда, а значит и расходы будут меньше. При этом, компания перестанет выпускать «мертвые продукты» — выпускаемые сервисы точно будут востребованы и актуальны, потому что мы заранее проанализировали спрос.
Мы предлагаем вам сразу же начать с правильного варианта — продуктовых исследований. Так, вы инвестируете небольшую сумму, чтобы двигаться по надежной траектории, а не сразу создаете масштабный проект с высокими рисками.